Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
08:41 

Глазами редактора...

Владимир Гурболиков
Оля Кирильченко взяла у меня традиционное интервью относительно вышедшего номера "Фомы":

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4935



Журнал Фома



КИРИЛЬЧЕНКО Ольга

ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — декабрь
Отвечает первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков.

...нынче принято рассуждать: у нас «Церковь интеллигентов», большинство членов современной Русской Православной Церкви — это интеллигенция. Но мне кажется: в этих разговорах мы «проспали» время, когда в храм вошли новые, очень разные люди, совсем необязательно интеллигенты. И люди эти легко попадают под влияние проповедников, несущих весьма странное православие, «православие» в кавычках. Смесь языческих, политических, нацистских идей, нездоровой мистики. В этом «православии» можно найти массу всего, однако трудно найти Христа и его заповеди. Все эти настроения, как правило, опираются на идею об абсолютном авторитете некоего старца, духовника, которого нужно беспрекословно слушаться и слово которого есть безусловная, безупречная истина...


 








@темы: Фома, вера, дискуссии, дневники, личное цитата, ссылки, церковь

19:19 

Патриарх Алексий: два года...

Владимир Гурболиков
15:15 

Мои коллеги продолжают вспоминать о своём приходе в "Фому"...

Владимир Гурболиков
Разместили на нашей Ю-тубовской странице:

http://www.youtube.com/user/FomaJournal#p/u/1/0q81rUlvApA

 




На этот раз отвечают редактор раздела «Тема номера» Алексей Соколов, выпускающий редактор Николай Шешин, автор и ведущий передачи «Фома» на радио «Говорит Москва» Алла Митрофанова. Предыдущий ролик вот тут:

http://www.youtube.com/watch?v=ZTOSHSOfkU4








@темы: Фома, вера, видео, дневники, личное, ссылки

12:37 

История одного скандала

Владимир Гурболиков
Originally posted by [info]kryloshanin at История одного скандала

22 сентября официальный сайт Московской патриархии опубликовал текст интервью патриарха Кирилла телеканалу «Россия», в частности, следующую фразу:

"Православная Церковь хранит в своей истории, в своем Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие. Эта традиция настолько глубоко живет в нашей Церкви, что для нас все народы равны, среди них нет варваров. Потому что для кого-то и мы были некогда варварами, хотя на самом деле варварами никогда не были."

Думаю, не предубеждённому читателю ясно, что предстоятель в начале фразы рассказывал о взгляде тогдашних греков на славян, а в конце - выразил своё мнение по этому поводу. Текст выглядит немного коряво и противоречиво, так как это, видимо, стенограмма устной речи. А ведь любому работающему с печатным словом ясно, что оно не всегда передаёт все необходимые для правильного восприятия устной речи интонации, мимики, жестикуляции и т.п. и поэтому нуждается в редакторской правке.

Интервью
перепечатали другие православные сайты. Прошло 2 месяца, и вдруг кто-то сообразил, что из этого текста можно сделать "компромат" на патриарха. Убрали из него выделенные мною предложения, и в итоге ру-нет запестрел заголовками вроде "Патриарх Кирилл назвал славян животными и людьми второго сорта". Блогеры, в том числе именитые, не удосужившись свериться с оригиналом (или полемический задор им так застил глаза, что фразу целиком их разум уже не мог воспринимать), бросились перепечатывать, что "патриарх РПЦ (...) проповедует откровенно нацистскую идеологию".

Что движет блогерами и антицерковными журналистами, в принципе, понятно...


АПД: Чтобы волне "компромата" противопоставить волну "антикомпромата", простите, добавляю кнопочку:



Оригинал записи - в Живом журнале.



@темы: цитата, церковь, ссылки, история, дискуссии, вера, Патриарх

12:28 

Выдержка из переписки по поводу "Фомы".

Владимир Гурболиков

Написал некоторые свои мысли относительно непонимания того, что же такое наш журнал:

Тут нас упрекнули в том, что "Фома" мало пишет о самых известных православных миссионерах, а также более широко -- в "неактуальности" журнала на фоне бурной и кризисной жизни общества. И я не ради оправдания, но для большего понимания того, кто мы и чем занимаемся, хочу подробно ответить и порассуждать. И на тему того, отчего мы так "мало" пишем о тех, кого без конца обсуждают в блогах. И по поводу нашей "неактуальности". Кому "Фома" действительно интересен, тот, надеюсь, глубже узнает нас, прочтя эти строки.

Миссионерский журнал не равен журналу О миссионерах. Главные люди в Церкви, кстати, вовсе не они, а точнее, не мы, так называемые миссионеры. Поскольку редакторы и журналисты "Фомы" имеют к православной миссии прямое отношение в течение многих лет, я напомню о нашей принадлежности к этому кругу, хотя не люблю теперь это слово, поскольку оно из-за множественных дискуссий стало наполнено скорее политическими, чем евангельскими смыслами .

Так вот, задача миссионера не на себя обращать внимание людей, но на Христа и на свидетельства Его любви и присутствия в нас и нашей жизни.

Проявленной, во-первых, в современных подвижниках Церкви. А таковые для меня (сколько бы со мной не спорили), прежде всего, -- Патриарх, с его неустанной проповедью и стремлением объехать каждый уголок стран Русской Церкви. И старец Илий, предупреждающий от раскола и сектантства. И покойный Саша Стронин, который, сам умирая от рака, утешал больных и унывающих. И наши герои - отцы и матери, верные друг другу супруги, живущие в трудной но истинной любви. Люди служения и милосердия, которым некогда рассуждать о том, кто кого хуже, поскольку на их руках больные и обездоленные. Наши герои - российские мученики за веру.

Это во-первых. Но есть и во-вторых. Свет Христов просвещает не одних лишь великих подвижников, но -- всех. И потому, в журнале также есть те наши современники, которых многие христиане, прямо нарушая заповедь Христову, осуждают и считают (по политически ли или социальным причинам) погибшими для Бога, "нечистыми", "недостойными". Однако "Фома" обращается "не к здоровым, но к больным", как это и должны делать подражающие Христу.

Мы при этом не покрываем ничьих недостатков, не стремимся оправдывать грехи и недостоинства. Но мы ищем то, что и мир, и непримиримо настроенная часть наших сестёр и братьев стремятся полностью проигнорировать в сердцах и делах своих ближних. Мы ищем Божию искру в каждом. И к каждому обращаемся. К чему и призваны.

А вот миссионеры, которых часто поминают в числе самых известных и обопыте которых призывают писать наш журнал, вовсе не есть герои "Фомы", но со-работники. С которыми мы стремимся вместе делать общее дело. Для них журнал -- место совместного труда. Они могут (и даже должны, наверное), если форма и содержание их слов соответственны духу журнала, а также если им самим журнал близок, быть его соавторами. Что трудно в случае, если предполагать в качестве подлинной миссии митинговщину и проповедь в форме крика. Потому что свою интонацию "Фома" ищет прежде всего, в личном, сердце к сердцу, общении с ЛЮБЫМ читателем. В этом смысле "Фома" -- это вовсе не журнал, схожий по задачам с "Миссионерским обозрением". Он не отчитывается в том, кто и как помиссионерствовал в текущем году. Это не топ-100 лучших миссионеров Московского Патриархата. Если такую цель ставить, то исполнять её должно издание внутреннее, обращённое к церковным педагогам, активным священнослужителям, студентам миссионерских факультетов и семинарий. Но "Фома" ли ждолжен быть таким изданием? Мне кажется, однозначно, нет.

Это - не для "Фомы", обращённого к о множеству тех, кому не интересны наши методические споры. 

Но нас часто пытаются уличить ещё и в не-актуальности -- понимая актуальность как разбор околоцерковных скандалов и политических инфоповодов. Хочу сказать такие непопулярные слова: в миссии Христовой это отнюдь не главнейшие вопросы. И мы не станем подделываться под тренды, которые кому-либо из дорогих и уважаемых нами людей кажутся единственно верными.

У нас есть Христос, есть духовники, есть наша совесть. Христа иудеи ненавидели в том числе и за то, что Он не стал политиком и вождём масс. Равно как и за то, что рядом с ним были блудницы и мытари. Он не был подвластен трендам и теориям того, как правильно спасать иудейское общество. Так что мы имеем своё пример для следования и свою позицию. И меня не удивляет, что эта позиция выглядит странной и что статьи о верном выборе духовника, труде покаяния, опыте семейной жизни -- это странно на фоне всяких тектонических сдвигов и политических событий, в которые вовлечена Церковь (хотя мы пишем и о них).

Это всё странно? - Возможно. Однако это и есть для меня наиглавнейшее в миссии. Пока каждый будет думать о всеобщем благе, не меняя при этом самого себя; критиковать всех и вся, забывая, что главное обличение он должен адресовать себе самому, наша общая миссия будет идти мимо самого главного в Церкви. И вести человека не в храм Божий, а в парторанизацию или в интеллигентское собрание гордецов. Убеждённых в том, что важнее спасти мир, чем ответить перед Богом за самих себя. Это -- не путь для "Фомы". И я отлично сознаю, что такая позиция может прийтись "не ко двору". Наверное, вопрошающие о динарии кесаря тоже не остались довольны ответом Христа. Таким вот "неактуальным" для иудеев ответом. Но Бог ответил так. 






@темы: церковь, личное, дневники, дискуссии, вера, Фома

09:27 

Несколько цитат из интервью с Угольниковым.

Владимир Гурболиков

Раскрылся он с неожиданной стороны. Всё же сильны бывают стереотипы о человеке...

Угольников: "В телевизионной, расширенной версии «Брестской крепости» появится один момент… Дело в том, что клуб в гарнизоне ведь был устроен в церкви. По документальным свидетельствам, когда его бомбили, штукатурка отпадала, и из-под нее проявлялись лики святых. Мы это покажем...

...

Два года назад, в преддверии съемок, когда дело шло совсем плохо и я понимал, что, может быть, не смогу даже начать эту работу, ночью 22 июня я пошел на могилу защитников Брестской крепости. Там я помолился, искренне, как следует, просил у них разрешения снимать фильм, просил помощи…

...

14 октября, Покров. Нам нужно было снимать финал картины и начало, для финала нужен был снег. Ну откуда там, в Бресте, снег в это время… Мы думали о компьютерной графике. И вот я просыпаюсь в шесть утра, иду по нашей гостинице, а мне навстречу идут наши ребята-каскадеры, пьяные, и плачут. Я говорю: «Мужики, вы что плачете?» Сразу мысли: не дай Бог, что-то случилось! А они мне: «Ты в окно посмотри». Смотрю… Десять сантиметров снега. Мы сняли эпизод, и к двум часам дня все растаяло. Снега потом не было месяц".


Отсюда:

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4893









@темы: Фома, вера, дневники, кино, ссылки, цитата

17:25 

Старец Илий. Интервью с ним из декабрьского "Фомы".

Владимир Гурболиков
Решили, не дожидаясь выхода номера, вывесить эту беседу на сайте.

Вот тут: http://www.foma.ru/article/index.php?news=4873



Журнал Фома



СОКОЛОВ Алексей


Схиархимандрит ИЛИЙ (Ноздрин): "ГОСПОДЬ НЕ ЛОМАЛ ВОЛЮ УЧЕНИКОВ, И НИКАКОЙ ДУХОВНИК НЕ МОЖЕТ"



"- А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать?

- Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Посмотрите, как действовал Спаситель, как действовали апостолы. Так должен действовать и духовник. А если он не поступает по Писанию, не следует евангельским заповедям, и пытается принуждать... как он может тогда быть духовным учителем христианина?


Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность..."


 








@темы: дискуссии, Фома, церковь, ссылки, дневники, цитата

13:01 

"Неглянцевые люди" -- мой видеоподкаст.

Владимир Гурболиков
12:51 

"Неглянцевые люди" -- мой видеоподкаст.

Владимир Гурболиков
23:28 

Тухманов.

Владимир Гурболиков
13,01 КБ Краем глаза глянул концерт, посвящённый Давиду Тухманову. И не смог смотреть -- что-то не то, не так...

Я
очень хорошо помню, например, исполнение песни "Жил-был я" (на
потрясающие стихи Кирсанова) с диска, выпущенного в 70-х ("Как прекрасен
мир", кажется?). И насколько было то пение более выразительно и
уверенным, чем (по)пытка Лепса... Он искренне старался, да. Но ведь для
того, чтобы петь Тухманова, нужны одновременно и вокальный диапазон, и
выразительность. А если нет сочетания?

Вот, Леонтьев как вокалист
-- он вполне "тухмановский", кстати. И жаль, что не продлилось у них
сотрудничество (для Леонтьева это особенно печально, мне кажется). И он
уверенно пел "Там, в сентябре", с точки зрения вокала. Но почему-то
совершенно без выражения,по-моему. И у него что-то надломлено? Не знаю,
как объяснить, но... Может, я слишком много жду от "живого" звука (ведь
тухмановские диски -- это блестящая работа в студии!)?

Всё же
хочется слушать ТЕ песни, ещё и ещё. Именно так, как их исполнили
когда-то блестящие музыканты. И какими они запомнились навсегда (до
малейшей музыкальной интонации!). Ведь это же без оговорок,
по-настоящему великий композитор. Цикл "По волне моей памяти" я
совершенно искренне считаю одним из шедевров музыкальной культуры.
Многие "звёздные" западные диски того времени по сравнению с той
"советской" пластинкой Тухманова -- просто ничто.

И главное, совершенно не состарились те песни. Тем более, написанные на стихи подлинных поэтов...



23:13 

Тухманов.

Владимир Гурболиков







13,01 КБ  Краем глаза глянул концерт, посвящённый Давиду Тухманову. И не смог смотреть -- что-то не то, не так...

Я очень хорошо помню, например, исполнение песни "Жил-был я" (на потрясающие стихи Кирсанова) с диска, выпущенного в 70-х ("Как прекрасен мир", кажется?). И насколько было то пение более выразительно и уверенным, чем (по)пытка Лепса... Он искренне старался, да. Но ведь для того, чтобы петь Тухманова, нужны одновременно и вокальный диапазон, и выразительность. А если нет сочетания?

Вот, Леонтьев как вокалист -- он вполне "тухмановский", кстати. И жаль, что не продлилось у них сотрудничество (для Леонтьева это особенно печально, мне кажется). И он уверенно пел "Там, в сентябре", с точки зрения вокала. Но почему-то совершенно без выражения,по-моему. И у него что-то надломлено? Не знаю, как объяснить, но... Может, я слишком много жду от "живого" звука (ведь тухмановские диски -- это блестящая работа в студии!)?

Всё же хочется слушать ТЕ песни, ещё и ещё. Именно так, как их исполнили когда-то блестящие музыканты. И какими они запомнились навсегда (до малейшей музыкальной интонации!). Ведь это же без оговорок, по-настоящему великий композитор. Цикл "По волне моей памяти" я совершенно искренне считаю одним из шедевров музыкальной культуры. Многие "звёздные" западные диски того времени по сравнению с той "советской" пластинкой Тухманова -- просто ничто.

И главное, совершенно не состарились те песни. Тем более, написанные на стихи подлинных поэтов...

 





@темы: Тухманов, дневники, личное, музыка, тв

13:57 

"СВЕТская публика" (вопрос о корне).

Владимир Гурболиков

Интересно, а откуда в слове "свет" (в значении "высшего общества") взялся этот самый свет? Мы говорим "светский" -- имея в виду нечто противопоставленное Церкви - и понятно, что не церковное сознание и не свет Христов пророс в понятиях "дама полусвета", "светский раут" и так далее. Так как же возник такой словарный парадокс?..






@темы: личное, дневники, вопрос

08:37 

Анекдот. Нашёл у коллеги в блоге:

Владимир Гурболиков



-Как вы находите моё новое стихотворение?
-Вы знаете, по теории вероятности, если ста тысячам обезьян, случайным образом ударяющим по клавишам печатных машинок, дать бесконечное количество времени, они напечатают все сонеты Шекспира.
-Вы себе подумайте!.. так шо вы хотите сказать о моих стихах?
-Три обезьяны, десять минут.











@темы: дневники, книги, литература, личное

19:11 

И снова о нашем конкурсе детского рассказа...

Владимир Гурболиков

Никак не могу авторам объяснить, что не нужно начинать биографический рассказ словами: "Великий писатель (философ и т.п.) Такой-то родился тогда-то...". А заканчивать словами: "Великий Такой-то скончался в году таком-то от болезни такой-то". Это антихудожественно. Важно (особенно для малого произведения) найти ту "крупицу" жизни героя, вокруг которой сконцентрируется читательский интерес. Не нужно нам этих биографический справок для наших книжек! Но -- зачастую не понимают.:(











@темы: Настя и Никита, герои, дети, дневники, книги, конкурс, литература, личное, ссылки

19:46 

Кураев - 2:

Владимир Гурболиков


Рассылка про "кончину" о. Андрея -- утка, сейчас это уже ясно. С ним только что наш знакомый по телефону говорил.

Неясно только, кто эту провокацию заказал и устроил..:(





18:20 

И всё же, о ком писать?..

Владимир Гурболиков





Скоро месяц будет, как читаю и перечитываю вот этот пост (и естественно, комментарии к нему!), надеясь применить идеи к планированию нашей Серии. Идей перечислено множество:

"
http://community.livejournal.com/kid_home_lib/223440.html

Биографии. Что хотим почитать своим детям?

Детская серия "Настя и Никита" выпустила уже 5 книг в разделе "Биографии". Некоторые из них, я не встречала больше нигде (Кулибин и Даль. Гм, понятное дело, этого не скажешь про Радонежского и Суворова).



Судя по литературному конкурсу, который проводит издательство, может появиться вскоре биография Ивана Айвазовского (не удержалась и ссылку поставила :). С автором я не знакома, но надеюсь он победит. Потому как рассказ - чудный.
А вот скажите, чьи биографии вы, дорогие друзья, хотели бы почитать ребенку?

http://book.foma.ru/books/

"
 

Имён опять-таки множество. Учитывая, что на сайте "Насти и Никиты" есть внятный концепт серии: http://www.book.foma.ru/about/ , кажется: просто составляй план -- и всё тут. А я всё же, чувствую, что ясный принцип подбора имён для "Биографий" пока не найден. Почему именно эти герои, а не другие?.. И если другие, то кто и почему?

Надо думать дальше..:((



 






@темы: цитата, ссылки, литература, книги, дневники, дети, герои, Настя и Никита

16:25 

Кого наградили на Фестивале:

Владимир Гурболиков

  1. Редакция журнала «Альфа и Омега» — за многолетний духовно-просветительский труд.

  2. Александр Щипков — за личный вклад в развитие православных СМИ.

  3. Редакция «Журнала Московской Патриархии» — за актуализацию содержания журнала в 2009-2010 годах и за работу по повышению общественной роли журнала через вхождение в светские сети распространения.

  4. Редакция портала «Православие и мир» — за проект «Еженедельная газета для православных приходов», за яркую идею и использование современных технологий в деле информационной помощи приходам.

  5. Редакция журнала Отрок.ua — за успешную работу с молодежной аудиторией Украины и России и высокий художественный уровень оформления и содержания издания.

  6. Ирина Дмитриева, главный редактор молодежной газеты «Логос» (Якутская епархия) — за многолетний успешный труд по созданию уникального регионального издания с эксклюзивным содержанием, высоким качеством журналистской и редакторской работы, а также за самоотверженный труд в должности главного редактора.

  7. Редакция радио «Образ» просветительского центра «Глагол» Нижегородской епархии — за создание нового высокого стандарта работы в радиоэфире.

  8. Редакция епархиального веб-сайта «Наша Камчатка» — за активную работу с молодежной аудиторией региона.

  9. Александр Ткаченко, обозреватель журнала «Фома» — за цикл популярных апологетических статей и за пропаганду и актуализацию святоотеческого наследия как основу православной апологетики.

  10. Дмитрий Петров — за многолетний труд по формированию художественных образов православных журналов и православных интернет-порталов.

  11. Протоиерей Владимир Вигилянский — личная номинация председателя Синодального информационного отдела.


Отсюда: http://www.patriarchia.ru/db/text/1298055.html

Поздравления всем!






@темы: сми, ссылки, церковь

13:27 

Саша ушёл... Царство Небесное! +

Владимир Гурболиков
07:29 

Письма. "Отец".

Владимир Гурболиков
Возобновили рубрику, которая ушла их "Фомы" более десяти лет назад. Вместо "Вопроса номер один" в начало журнала вернулись "Письма". На этот раз -- "Письма об уроках". Опро, впрочем, тоже не исчез, но теперь он составляет часть Темы номера. Лично для меня дороже всего письма, вышедшее под заголовоком "Отец" (сразу оговорюсь, что ко мне оно не имеет отношения -- просто произвело впечатление):


"Один из главных уроков, который я получил в жизни, пришелся как раз на день моего совершеннолетия. До 18 лет я год за годом справлял свой день рождения вместе с родителями. А в том году что-то во мне щелкнуло, и я заявил маме с папой: «Дорогие родители, поскольку я становлюсь взрослым, то хочу отметить этот день с друзьями, а вас прошу...» — тут я замялся. Но родители мои были люди умные и добрые, они мгновенно заверили меня, что все нормально, друзья — это прекрасно, а мы спокойно найдем, куда пойти и чем себя занять на этот вечер.
 
День рождения собрал немало моих однокашников: было шумно, рекой лилась выпивка, кто-то пел, кому-то было плохо от выпитого — в общем, обычная картина студенческой жизни... Сам я в деталях не запомнил происходившего, ясного впечатления от праздника у меня не осталось. Что называется, погуляли. И после полуночи расползлись, кто как мог, по домам. Я, должно быть, рухнул на диван и мгновенно провалился в сон...

Смутно помню, как вернулись родители, как они, стремясь не потревожить мой сон, буквально на цыпочках убирали «свалку», которую мы с друзьями после себя оставили.

А утром, когда мы собрались всей семьей, я вновь услышал от них только самые добрые слова и новые поздравления с 18-летием. Ни одного слова недовольства или упрека... И только спустя время совершенно случайно я узнал, что папе в тот вечер было некуда идти. И все время, пока происходило наше отмечание, мой отец, верующий человек (через несколько лет, уже немолодым, он принял священнический сан) несколько часов просидел в метро на скамеечке. До самого закрытия станции. Сидел и читал Евангелие...

Когда я об этом узнал, в душе моей что-то перевернулось... Не просто произошел перелом в отношении к родителям — он произошел раньше, еще в то утро: я больше никогда в жизни не справлял свой день рождения без них! Но для меня происшедшее стало с того момента ещё и особым уроком отношений человека и Бога. Мне стало предельно ясно: сколько бы я, как блудный сын, ни скитался по самым разным закоулкам своего бытия, мой Отец останется рядом, как папа на станции, ни на миг не забывая обо мне, готовый ждать. Ждать меня столько, сколько понадобится. Пока я не вернусь".


Всю подборку можно прочесть либо в октябрьском "Фоме", либо на сайте, вот тут:

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4731













@темы: дневники, Фома, личное, ссылки, цитата

22:35 

Татьянин день - «Православные СМИ: профессиональных проблем больше, чем этических»

Владимир Гурболиков

Дневник gurbolikov

главная